«Мы помним Ваши имена!».

«У войны не женское лицо», рассказ о Гринь-Кулаковой М. Н.

В январе 1943 г. Кулакова Маргарита Николаевна окончила фабрично-заводское училище в городе Нижнеудинске и устроилась на работу. По приказу руководства паровозного депо ст. Нижнеудинск за № 415 от 10.09.1943 г. «откомандирована на Запад со сплоткой паровозов».

Паровозы особого резерва № 47 составили целую колонну-сплотку (так их тогда называли). И отправили их экипаж на 1-ый Украинский фронт под командование маршала Конева. Такой экипаж состоял из 12 человек, к которым прикрепили фронтовое оборудование: паровоз Эм 716-34, теплушки для экипажа, вагон с зенитной установкой, вагоны для военной техники и боеприпасов, вагоны для раненых бойцов и военнопленных. Работала со старшим машинистом, майором Бондаренко.

Из воспоминаний: - На ст. Пятихатки Рита была ранена в голову от страшного бомбового удара. Экипаж чудом уцелел. Маргарита Николаевна вспоминала как жуткий сон эпизоды Яссо-Кишиневской операции. Немецкие самолеты шли сплошным потоком. Казалось, смешалось все: земля, кровь, сгоревшие танки, вагоны, люди. Эти года, что ей пришлось быть там, на фронте, запомнились на всю оставшуюся жизнь…

Румыния, 1944 год. Здесь был сформирован восстановительный батальон в составе которого офицеры-железнодорожники и она с подругами. «Трудно было, ночевали то в воронке от бомбы, то в шалаше, - вспоминает Маргарита Николаевна. – Жили, где придется. Работа была тяжелая, часто недоедали. Сколько путей пришлось восстанавливать! Женское ли это дело?! От лопаты кровавые мозоли на руках были. Но на них не обращали внимание: надо было восстанавливать вокзалы, пути, привокзальные территории, чтобы составы шли без промедления. И они, эти юные создания, выносили все тяготы войны. Да еще и художественной самодеятельностью занимались, пели и плясали в прифронтовых госпиталях. Помогали раненым письма писать домой.

На музейной фотографии надпись: «ПАМЯТЬ 9 Мая – ДЕНЬ ПОБЕДЫ, 1945 г. ПОЛЬША». Группа железнодорожников: солдаты, офицеры, командиры. И среди них совсем молодые женщины. Слева от центра наша Нижнеудинская Маргарита Кулакова.

После Победы в октябре 1945-го их паровоз был подорван двумя минами. Экипаж расформировали по другим паровозам. Война продолжалась вывозом раненных, военной техники к границам СССР из Польши, Германии, Чехословакии.

Имела награды: медали «За Победу над Германией в 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», юбилейные медали в 1996 г. ей вручили медаль Жукова. Звание «Почетный железнодорожник» она получила в 1946 году за подписью Министра путей сообщения вместе с «Благодарностью военному железнодорожнику» за трудности и лишения, которые пришлось пережить в прифронтовых условиях, обеспечивая своевременную доставку для Красной Армии всего необходимого, чтобы добить врага на Западе и на Востоке», - так сказано в документе. И как пожелание: «Будьте и впредь в первых рядах нашего героического народа, обеспечивайте успешную работу железных дорог в мирных условиях, как вы это делали на фронтовых железных дорогах в годы Великой Отечественной войны». Вернувшись в провозное депо, она проработала 18 лет.

 

У войны не женское лицо