Социально- педагогическое обследование.

Диагностика имеет значение для выявления проблем студента и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы. Специалисты службы выявляют особенности развития студента (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков возрастным ориентирам и др.

Социальный педагог, проводя диагностическую работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников и особенностей интеграции их в социум. С этой целью они осуществляют исследование, включающее:

а) выяснение учебных и профессиональных достижений и проблем выпускников;

б) выявление социально-психологического климата и необходимой предметной среды проживания воспитанников.

В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников техникума по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника техникума среди сверстников.

С помощью социологических исследований определяются отношения студента к обществу и т.д

Общие результаты диагностики заносятся в личную психосоматическую карту развития воспитанника (Приложение 1) и являются ключевыми при определении путей коррекционной и социально-развивающей работы. Через оценку динамики психосоматического состояния, познавательных процессов, личностного становления, особенностей учебной и трудовой адаптации, анализируется развитие студента в течение всего периода пребывания в техникуме.

Функции координатора деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Психолого-медико-педагогический консилиум, являющийся структурой диагностико-коррекционного типа - необходимое звено процесса социально-педагогического обследования. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.

Специалисты консилиума опираются на знание особенностей студентов, проводят динамическое наблюдение и обследование. Комплексное изучение личности включает выявление особенностей развития познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, межличностных отношений, уровня развития речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОРОЖНАЯ КАРТА студента

Дата заполнения (организация профессионального образования) _______________________________

ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.Фамилия________________________________Имя________________________Отчество______________ Дата рождения: число__________ месяц____________ год________                                                                                                           место рождения_______________________________________________________________________________  

Адрес (фактический), телефон (если есть) _____________________________________________________________________________________________

2. Социальный статус (на момент заполнения карты):

 Ребенок-сирота                Ребенок, оставшийся без попечения родителей

 Лицо (старше 18 лет) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС

  1.  окончил,  учится воспитанник _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

2. Учреждения начального профессионального образования _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 окончил  учится  не закончил обучение

3. Учреждение среднего профессионального образования: _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 окончил  учится  не закончил обучение

4. Учреждение высшего профессионального образования _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 окончил  учится  не закончил обучение

Анкета "Мотивация к обучению»

Анкета

Укажите свою фамилию____________________________________________

  1. Занятия по каким предметам ты посещаешь:

А) с желанием _____________________________________________________________________________

Б) без желания _____________________________________________________________________________

В) не могу определить _________________________________________________________________________

  1. Каким студентом ты себя считаешь:

А) способным В) средним Д) трудно обучаемым

Б) хорошим Г) малоспособным

  1. Каким ты видишь техникум в настоящее время:

А) второй дом Е) место, где тебя позорят

Б) «принудиловка» Ж) техникум общения

В) любимое место З) место, куда не хочется возвращаться

Г) дом творчества И) цыганский табор

Д) место, где чувствуешь себя хуже других

  1. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе:

честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя -

  1. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими:

А) доверительные Г) отсутствие взаимопонимания

Б) полное взаимопонимание Д) конфликтные

В) уважительные Е) неуважительные

  1. Какие из жизненных целей являются для тебя главными? Прономеруй их по значимости.

Фирменные вещи,

красивая внешность,

деньги,

широкая образованность и эрудиция,

верные друзья,

интересная профессия,

здоровье,

власть над другими,

физическая сила,

уважение окружающих,

творческие способности,

ум,

удачная карьера,

развлечения,

самореализация личности,

признание общества.

  1. На вопрос о наличии «вредных привычках», ты бы смог ответить искренне?

А) да, Б) нет

Если «Да», то, возможно, наберешься смелости и укажешь свою «вредную привычку»?

  1. Что, по-твоему, можно сделать, чтобы ситуация в вашей группе немного улучшилась?

А) Все и так хорошо, изменять ничего не нужно

Б) Я считаю, что нужно изменить следующее____________________________________________________

и таким образом:______________________________________________________________________________

  1. Твое отношение к проводимым в группе анкетированию, тестам и различным опросам:

а) равнодушное в) они помогают лучше разобраться в себе, своем «Я»

б) они ничего не дают г) это способ выговориться

д) решение некоторых проблем

Спасибо за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Тест «Ваша уличная компания»

Цель:выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа:

  1. Как часто собирается Ваша компания?
    каждый день — 1; через день — 3; реже — 5.
  2. Где Вы чаще всего собираетесь?

в подвале или бродите по улице — 1;

на площадке перед домом или в подъезде — 3;

у кого-либо на квартире — 5.

3. Сколько в группе признанных лидеров?
один — 1; несколько — 3; ни одного — 5.

4. Приходилось ли вместе с группой «балдеть» ночь напролет?

да — 1; часов до 2-х ночи — 3; нет — 5.

5. В каком количестве группа употребляет спиртные напитки?

без ограничений — 1;

до легкого опьянения — 3;

не употребляет — 5.

6. Сколько членов группы курят?

все — 1; половина — 3; менее 10 процентов — 5.

7. Сколько членов группы потребляют «травку», иные наркотики?

все — 1; около половины — 3; никто — 5.

8. Обсуждаются ли в Вашей группе вопросы интимной жизни?

да — 1; иногда — 3; нет — 5.

9. Участвует ли Ваша группа в защите своей территории?
да — 1; некоторые, но в других группах — 3; нет — 5.

10. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

да — 1; не уверен, но возможно — 3; нет — 5.

11. Участвовала ли Ваша группа в коллективных драках?

да— 1;

некоторые, но в составе других групп — 3;

нет — 5.

12. Что бы предприняли члены группы, если бы кто-то заявил о своем уходе из нее?

избили — 1; припомнили все долги — 3; ничего — 5.